МДОУ №4 "Золотая рыбка" г.Дмитров
|
Образовательный проект "Вместе - дружная семья"Адрес размещения проекта в сети Интернет: http://dou-04.edu.dmitrov-reg.ru/ г. Дмитров. 2013 г.
Вместе - дружная семья! Высшим результатом образования является терпимость.
Актуальность проекта. В современной России, стране изначально многонациональной, проблема воспитания толерантности является одной из самых актуальных. Это обусловлено постсоветскими изменениями в экономической, политической, культурной жизни государства. Данные многочисленных исследований показывают рост молодежного экстремизма, различных форм девиантного поведения, конфликтов на почве межнациональной розни и социального расслоения населения. В этой связи формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости становится насущной необходимостью. В Федеральном законе №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" одним из основных принципов государственной политики в сфере образования определяется "единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства". В Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года указано, что государство обязано обеспечить: гармонизацию национальных и этнокультурных отношений; сохранение и поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур; сохранение языков и культур малых народов Российской Федерации. Дошкольный возраст является сензитивным для формирования и развития нравственных качеств личности, в том числе и толерантности.
Наш детский сад находится в г. Дмитрове Московской области. Московская область является одним из крупнейших многонациональных субъектов Российской Федерации, на территории которого проживают представители более 120 национальностей. По данным переписи 2010 года большинство населения Московской области (92,92 %, 6202 тыс. чел.) - русские; вторые по численности населения - украинцы (1119,4 тыс. чел.), на третьем месте - татары (56,2 тыс. чел.) [15] Дмитровский район Подмосковья - регион со стабильно развивающимися промышленностью, сельским хозяйством, строительством, что привлекает трудовых мигрантов. Население района многонациональное, на его территории проживают представители 85 национальностей и народностей. [14] В детском саду год от года увеличивается количество детей выходцев из стран ближнего зарубежья. В 2012 - 2013 учебном году мы столкнулись с проблемой прихода в группы двух детей, не владеющих русским языком. Потребовалась усиленная работа воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, чтобы обеспечить успешную социальную и языковую адаптацию этих ребят к условиям русскоязычного детского сада. В настоящее время наше учреждение посещают 264 ребёнка. Из них 12 - украинцы, 4 - башкиры, 3 - армяне, 2 - азербайджанцы, 2 - татары,1- дагестанец, 1- казах. Помимо этого, неоднороден по этническому признаку состав родителей и педагогического коллектива детского сада. И если дошкольники в своих предпочтениях при выборе партнёров для игр и общения не руководствуются национальной принадлежностью сверстников, то со стороны взрослых наблюдаются отдельные проявления неприятия и негатива к представителям иных национальностей. Издревле с недоверием и настороженностью люди относятся к тому, чего не знают и не понимают. Следовательно, изучение и познание культуры народов ближайшего окружения - это самый верный путь воспитания симпатии, уважения, доброжелательности к людям иных национальностей, формирования этики межнационального общения. Перед нами стоит общая глобальная задача: создать детям (независимо от их этнической принадлежности) комфортные условия пребывания в детском саду, обеспечить развитие и социальную адаптацию, дать равные стартовые возможности для дальнейшего обучения в школе и успешной реализации в последующей жизни. Мы стремимся подвести участников образовательных отношений (детей, родителей, педагогов) к осознанию того, что нет плохих или неполноценных народов, а есть огромное многообразие национальных особенностей, языков и культур. Познание этого многообразия дарит радость открытий, расширяет горизонты общения и формирует чувство принадлежности к мировому сообществу. Именно поэтому формирование толерантного сознания и поведения в этом учебном году стало одной из приоритетных задач образовательной деятельности нашего детского сада. Цель проекта. Формирование у субъектов образовательного процесса толерантного сознания и поведения, чувства принадлежности к мировому сообществу через знакомство с национальными традициями и культурой разных народов.
Задачи проекта. 1. Создать педагогические условия формирования толерантного сознания и поведения у всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, детей). 2. Расширить представления детей о многообразии и самобытности национальных культур, воспитывать интерес и уважение к представителям разных народов. 3. Обеспечить социально-культурную и языковую адаптацию детей этнических меньшинств к условиям группы и детского сада. 4. Стимулировать совместную познавательно-исследовательскую и творческую проектную деятельность детей и родителей. 5. Создать банк методических разработок и дидактических материалов по ознакомлению дошкольников с этническими особенностями разных народов, воспитанию толерантности. 6. Привлечь внимание общественности к проблемам толерантного воспитания дошкольников. Обобщить и распространить опыт работы педагогов.
Ресурсное обеспечение достижения цели проекта. Нормативно-правовое: разработка новых локальных актов, регламентирующих деятельность МДОУ (приказов, положений, правил), заключение договоров с партнерами. Научно-методическое: функционирование творческой группы по реализации проекта в МДОУ, обеспечение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по данному направлению, разработка и апробация ряда дидактических игр, конспектов непосредственно организованной образовательной деятельности и сценариев мероприятий, направленных на формирование интереса и доброжелательного отношения к представителям разных народов и национальностей, формирование банка пособий и мультимедийных презентаций о толерантности для работы с детьми, педагогами и родителями, разработка и внедрение инновационных форм взаимодействия с родителями (законными представителями) дошкольников и социумом. Кадровое: педагогические работники: o Л.А.Володина - старший воспитатель, I квалификационная категория, o О.В.Фролова - педагог-психолог, o Д.В.Галкина - учитель-логопед, I квалификационная категория, o Л.В.Атногузина - музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория, o Л.Н.Качалкина - инструктор по физкультуре, высшая квалификационная категория, o А.Б.Бояринова - воспитатель, II квалификационная категория, o Г.В.Строгонова - воспитатель, II квалификационная категория, o О.В.Кубаева - воспитатель, I квалификационная категория. привлечение необходимых специалистов извне. Информационное: информирование общественности о цели, задачах и ходе реализации проекта в СМИ и на сайте МДОУ http://dou-04.edu.dmitrov-reg.ru/, обмен опытом работы с педагогами образовательных учреждений района. Материально-техническое: материально-техническая база МДОУ №4. Необходимо: создание медиатеки, приобретение брошюровальной машины, учебно-методическое и программное обеспечение. Финансовое: заработная плата педагогов (бюджетные средства), поощрение педагогов из средств стимулирующего фонда учреждения, спонсорская и благотворительная помощь.
Этапы реализации проекта. 1 этап – организационный (сентябрь - октябрь 2013 г.) 2 этап – внедренческий (ноябрь 2013г. - март 2014 г.) 3 этап – результативный (апрель - май 2014 г.) План основных мероприятий по реализации проекта.
Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта. 1. Сформированность предпосылок толерантного сознания и поведения у участников образовательных отношений. 2. Обогащение представлений детей о людях разных национальностей, самобытности их культур и традиций. Позитивное и уважительное отношение к другим народам. 3. Положительный психо-эмоциональный микроклимат в детском саду; безболезненная интеграция детей этнических меньшинств в социально-культурную среду группы, их языковая адаптация. 4. Вовлечённость родителей в образовательный процесс по толерантному воспитанию дошкольников путём совместной познавательно-исследовательской и творческой проектной деятельности. Реализация семейных проектов "Национальный костюм", "Сказки разных народов для самых маленьких", "Блюда национальной кухни", "Подвижные игры народов мира", "Национальные праздники" и т.п. 5. Пополнение методической и материальной базы детского сада: разработки мероприятий, демонстрационный материал, музей народной игрушки, национальные костюмы, аудиотека народных мелодий, детские музыкальные инструменты, библиотека фольклорных произведений и т.п. 6. Представление накопленного опыта работы по формированию толерантного сознания и поведения дошкольников на районной конференции в сентябре 2014 г. Механизм оценки результатов. Мониторинг уровня сформированности толерантности у всех участников образовательного процесса будет реализовываться с использованием комплекса методик. У детей: 1. Рисуночный тест "Моя семья", "Семейный праздник" для выявления семейной ситуации развития, тревожных моментов в актуальной ситуации развития. 2. Социометрическое исследование (адаптированное под возраст детей) для исследования сплоченности и структуры детской группы. 3. Методика Рене Жиля: исследование особенностей характера ребенка и его поведения в семье, детском саду и школе. 4. Методика исследования межличностных отношений ребенка. 5. Наблюдение и контент-анализ игры детей в группе для определения характера взаимодействия между детьми, детьми и воспитателем, детьми и родителями. 6. Игровая диагностика (методика М.И. Лисиной) по выявлению уровня развития коммуникативной деятельности дошкольников. 7. Игровой тест "Секрет" (Я. Л. Коломинский), позволяющий вычислить "уровень благополучия взаимоотношений" в детском коллективе. 8. Проективная методика исследования личности ребенка "Расскажи историю". 9. Тест детской апперцепции (САТ, САТ-Н) для исследования личности ребенка, уровня тревожности, наличия внутриличностных конфликтов. 10. Тест определения уровня фрустрационных реакций (детский вариант) Розенцвейга. 11. Наnd-test выявления уровня детской агрессии. У педагогов и родителей: 1. Социометрическое исследование отношений внутри коллектива. 2. Экспресс-опросник "Индекс толерантности" (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова). 3. Шкала социальной дистанции (Шкала Э. Богардуса) в варианте Л. Г. Почебут. 4. Вопросник для измерения толерантности (В. С. Магун, М. С. Жамкочьян, М. М. Магура). 5. Диагностика коммуникативной толерантности (В.В.Бойко). 6. Методика семантического дифференциала Ч.Осгуда: исследование субъективной оценки событий, явлений, понятий. 7. Методика Лири в исследовании представлений человека о себе и о других. 8. Тест Розенцвейга фрустрационных реакций и типа личностных защит (взрослый вариант). Индикатором оценки эффективности проекта будут служить следующие показатели. Положительное отношение к реализации проекта у педагогов - 100%. Участие родителей в проводимых мероприятиях - не менее 80%. Проявление детьми основ толерантного отношения друг к другу - 100 %. Расширение представлений детей о разнообразии и самобытности наций и народностей - 100 %. Позитивный психологический климат в группах и детском саду - 100%. Литература и источники. 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 02.09.2013). 2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm (дата обращения: 02.09.2013). 3. Декларация принципов толерантности. [Электронный ресурс]. URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=633 (дата обращения: 02.09.2013). 4. Искусство жить с непохожими людьми: психотехника толерантности /под ред. А.Г.Асмолова, Г.У.Солдатовой, А.В.Макарчук. - М.: Издательский дом "Московия", 2009. - 312 с. 5. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. - М.: Айрис Пресс, 2003. - 192 с. 6. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с. 7. Осипова А. А. Воспитание толерантности. М.: ТЦ Сфера, 1999. - 150 с. 8. Агафонова И.Н., Хрущёва Н.Н., Акимова Н.Л. Воспитание дружелюбия у дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2011. - №6. - С.56. 9. Мириманова М. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. - 2002. - №2. - С. 104. 10. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников// Дошкольное воспитание. - 2003. -№11. - С. 51. 11. Рожков М. И., Ковальчук М. А. Воспитание толерантности у родителей и детей как задача психологического консультирования // Ярославский педагогический вестник, 2003 № 3. 12. Хоменко И. Что знают дети о своей семье, своей и чужой культуре// Дошкольное воспитание. - 2011. - №12. - С. 107. 13. Бизнес-справочник "Деловой Дмитров". [Электронный ресурс]. URL: http://www.dmitrov.biz/all/0/11/ (дата обращения: 02.09.2013). 14. Московская область: инвестиционный потенциал. Аналитический обзор. сентябрь 2012 г.// Национальное рейтинговое агентство. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ra-national.ru/uploads/rus/files/analytic/file_review/2.pdf (дата обращения: 02.09.2013).
2 октября 2014 в 11:56
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.